Инклюзивное образование: преимущество для каждого
Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и детсадовских групп стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Этот вопрос стал ключевым на семинаре-тренинге по инклюзивному образованию для родителей, который состоялся 24 июня 2015 года в ГУО «Ясли-сад № 19 г. Кричева».
В начале семинара участников интересовали вопросы о том, что такое инклюзивное образование и реально ли его внедрить в нашу образовательную систему, получение для себя чего-то нового в воспитание детей с особенностями, как воплотить идею об инклюзии в жизни, в быту; что делать, чтобы помочь другим преодолеть стереотипы и изменить взгляды на людей с инвалидностью.
Ведущий семинара, учитель-дефектолог и тренер национальной команды инклюзивного образования Татьяна Александровна Одынец, отметила, что дошкольное образование является начальной ступенью инклюзивной вертикали, от него зависит, насколько ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет полноценно жить и быть включенным в социум. На этом этапе жизни, ребенок активно овладевает культурными навыками и способностями, определяющими, в дальнейшем, закономерности и результаты его психического развития.
В течение дня участникам было предложено рассмотреть и обсудить понятие инклюзии; медицинский и социальный подходы в понимании инвалидности; наличие стереотипов, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью и их близким.
В подгруппах участники смогли определить, какие преимущества (возможности) дает инклюзивное образование для трёх категорий: детского коллектива, родителей, педагогического коллектива.
Также участникам было предложено рассмотреть риски отказа от внедрения инклюзивного образования и риски внедрения его по формальным основаниям. Состоялось обсуждение последствий в ситуации изоляции ребенка.
Все участники выразили положительные впечатления от участия в семинаре-тренинге, актуальность темы, и выразили желание получить дополнительное обучение по данной теме с ознакомлением примеров успешного внедрения инклюзивного образования.