Профилактика семейного насилия и жестокого обращения © Отдел по образованию Кричевского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Профилактика семейного насилия и жестокого обращения

  

 

Консультация для родителей на тему:«Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие по отношению к собственным детям».

 

Эмоциональное насилие – это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии ребенка.

         Эмоциональное насилие определяется как однократное и хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утраты веры в себя. К эмоциональному насилию можно отнести громкий крик на ребенка, грубое и оскорбительное обращение, невнимание, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы.

 

Комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

         Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.

         Они позволяют, что хорошо и что плохо.

         Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.

         Родители всегда должны быть защищены.

         Ребенок должен быть сломлен, чем раньше, тем лучше.

 

Среди родительских мотивов выделяют следующие факторы:

         бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

         потребность обладать  и иметь выход для подавленных чувств;

         потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

         самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством переноса родительских педагогических принципов на своего ребенка;

         страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

         реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Наиболее часто встречающимися последствиями психологического насилия над детьми являются:

         отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

         агрессивность;

         импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;

         низкая самооценка и повышенная тревожность;

         неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;

         трудности общения со сверстниками.

 

Рекомендации для родителей

«Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие по отношению к собственным детям».

 

1.Накзывать следует, когда Вы наедине с ребенком, и никто не наблюдает за вами.

2. Заранее сообщите ребенку, что Вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.

3.Наказание следует сразу за поступком.

4.Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая на конкретные факты. Данный пункт помогает  не срываться на своих детях из-за плохого настроения, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет, и родитель может выбрать адекватный способ наказания.

5.Потом расскажите ребенку, что Вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка.

6.Теперь надо сделать глубокий вдох  и успокоиться.

7.Когда Вы будете готовы - посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.

8.Спокойно скажите: «Твое  поведение нельзя назвать хорошим, но ты у меня хороший. Именно поэтому я расстроен (а). Ты ведь лучше, чем твое поведение. Я знаю. Что ты хороший человек. И я тебя люблю ».

9.Обнимите своего ребенка.

10.Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращайтесь и не упоминайте.

Приемлемые методы  дисциплинарного воздействия на ребенка.

  1. Метод естественных последствий - один из видов наказания, исходящий из самой жизни. Такой метод, несомненно, поможет ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося.
  2. Лишение удовольствия.Наложение запрета на просмотр телевизора, компьютера и тд и тп. Однако не стоит перегибать палку и наказывать слишком длительным лишением чего-либо.
  3. Лишение внимания. Поверьте для детей самое главное- это Ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков они совершают именно из-за желания быть замеченным. Но перед тем, как начать игнорировать, ему обязательно нужно объяснить, что это Вы делаете, так как решили его наказать, а не потому у Вас плохое настроение. Конечно, ребенок тут же захочет проверить , и после нескольких попыток, убедившись, что вы не отступите, перестанет делать, то за что наказан.
  4. Наказание детей – пауза. Данный метод отлично подойдет в тех случаях, когда дети пытаются манипулировать родителями, чтобы привлечь их внимание. Метод крайне прост – отправьте ребенка в уединенную комнату подумать над своим поведением.

         Хотелось бы предупредить Вас, если пробуете, новый метод помните, что все новое сначала испытывается детьми на крепость и только потом принимается. 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

Наказание и поощрениедва противоположных и одинаково необходимых метода воспитания.

Поощрениеэто проявление положительной оценки поведения ребенка.

Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Редко используется психологическая форма (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера, огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но, в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Следует помнить:

- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно;

- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

- нельзя наказывать лишением любви!

Главный метод воспитания – это убеждение. Говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка для педагогов

 

         Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо вред, травму, унижение или иногда смерть.

         Цель насилия - завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

         Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи – это дети.

         В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

К этому виду насилия относятся:

- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Влияние на ребенка:

  • Не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу.
  • Брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища.
  • Нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи.
  • Не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит слишком поздно.
  • Устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.

2. Психическое (эмоциональное) насилие

К нему относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка.

Влияние на ребенка:

  • Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста.
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, выдергивание волос), злость.
  • Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков).
  • Уступчивость, податливость.
  • Депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

3. Экономическое - это попытки лишения взрослым членом семьи ребенка возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению.

4. Сексуальное

         К этому виду относятся: инцест (сексуальные отношения между кровными родственниками), сексуальное соблазнение, сексуальное нападение, изнасилование, эксплуатация ребенка для порнографии и проституции, приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Влияние на ребенка:

  • ребенку больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки или кровотечение; болезни, передающиеся половым путем; беременность.
  • не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • необычная сексуальная активность
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

5. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

         Состояние, свидетельствующее о случаях насилия: царапины, ссадины, ожоги, травмы скелета, травмы головы, внутренние травмы.

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

         Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.

         Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.

         Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

         Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.

         Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

         Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

         Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.

         Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

         Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.

         Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.

         Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.

         Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

         Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

         Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.

         Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.

         Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

         Помните: интересы ребенка выше всего остального!

Рекомендации родителям

«Как оградить ребенка от насилия»

Советы для самых маленьких

 

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

 

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской «Здесь можно вызвать милицию».
  •  

Советы для детей младших классов

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
  • Всегда гуляй в компании друзей
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
  • Не принимай подарков от незнакомцев
  • Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения

у  родителей

  • Если испугался – беги к людям
  • Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
  • Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда, где много людей
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают

 

Советы для подростков

  • НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
  • Гуляй в группах или с другом
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины

 

Рекомендации родителям

«КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»

 

1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет" любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность

2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника

3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются

4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя

5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль

6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок

7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть

8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен

9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен